Контактыemail: west-avia@mail.ru
Рассматриваются вопросы сотрудничества
Авиаклуб "WEST-AVIA"
Ночной истребитель Ночной истребительСамолет из первой партии Р-61 А. Истребитель Black Widow оказался превосходным ночным истребителем, но был слишком сложен по...
Усовершенствования Мк 50 Усовершенствования Мк 50Хотя экспортные Мк 50 в основном соответствовали британским машинам и имели аналогичные двигатели Adour, они отличались некоторыми...
Первые сбитые самолеты Первые сбитые самолеты"Самолеты противника в пятый раз обошли вокруг меня. Они передо мной, теперь в 20 милях (33 км)", - доложил оператор РЛС ведущего...
Довоенные истребители
Истребитель Curtiss Hawk, принятый на вооружение в 1923 году и выпускавшийся в ряде вариантов до 1938 го да для Армии и ВМФ США, стал самым известным довоенным американским одноместным истребителем. На прототипе ХР-б - четвертом самолете версии Р-2-установили двигатель Conqueror. Со снятым военным оборудованием он участвовал в Национальных Авиагонках США 1927 года. Некоторые из армейских истребителей Hawk изготовили в виде невооруженных учебно-тренировочных самолетов для углубленной летной подготовки.

Они оказались неудачными. Этот самолет Curtiss Р- 7 D летал в учебных частях армейской авиации. Собрали пять таких машин, прежде всего для оценки нового двигателя D-12F с турбокомпрессором. Все они в 1928 году попали в 94-ю эскадрилью. К тому времени появился новый истребитель Curtiss Conqueror увеличенных размеров и с более мощной версией мотора D-12 Conqueror в 600 л. с. (447 кВт), но без турбокомпрессора. Этот мотор вошел в состав силовой установки следующего истребителя - Hawk Р-6. Р-6, созданный после четырех лет опытных разработок, оказался неплохим самолетом и был запущен в серию.

Мотор Conqueror подтвердил свою надежность в Национальных авиагонках США 1927 года (модели ХР-6 и ХР-6А). В октябре 1928 года для эксплуатационной оценки заказали 18 машин YP-6, принятых на вооружение 27-й эскадрильи. Несколько этих самолетов оснастили системой охлаждения Prestone (с этиленгликолем), что позволило установить более обтекаемые радиаторы меньшего размера.

Они получили индекс Р-6А. В 1932 году ряд машин оборудовали турбокомпрессорами и снова поставили Армии. Эти самолеты с индексом P-6D развивали максимальную скорость 317 км/ч на высоте 4572 м. Самым известным из всех истребителей Hawk стал вариант Р-6Е. Он отличался от ранних версий бесподкосными опорами шасси, увеличенным килем и частично утопленным в днище фюзеляжа радиатором. Усовершенствования позволили ему достичь максимальной скорости 317 км/ч на уровне моря.

Собрали 46 таких самолетов, они поступили на вооружение 1-й и 8-й истребительных авиагрупп. Некоторые из них дожили до конца 1930-х годов. Хотя после Р-6Е создали еще несколько вариантов, ни один из них не пошел в серию. В 1933 году с поставкой последних машин Р-6 и Boeing Р-12 в армейской авиации США завершилась эра истребителей-бипланов.

Довоенные истребители.
Истребители Hawk экспортировались в малых количествах в голландскую Ост-Индию (восемь самолетов), Японию (один самолет со звездообразным двигателем P&W Wasp) и на Кубу (три машины с двигателями P&W Wasp). В начале 1920-х годов Гленн Кертисс после успеха своих гоночных бипланов R-6 решил заняться истребителями-перехватчиками (в то время в США их называли "преследователями"). В конце 1922 года он начал на свои средства постройку прототипа.

Принятый авиационным корпусом Армии США под индексом XPW-8 (экспериментальный истребитель с двигателем водяного охлаждения), самолет отличался от участвовавших в гонках машин более прочным двухстоечным крылом. В остальном он был похож на R-6 с испытанным двигателем Curtiss D-12, давшим этому гоночному самолету блестящие характеристики. Официально была заказана серия из 25 машин под индексом PW-8.

Они служили в 17-й истребительной эскадрилье с 1924-го по 1926 год. Позднее один самолет модифицировали со сменой индекса на XPW-8B, оснастив его новым крылом аэродинамического профиля "Clark Y" (подобным крылу Boeing PW-9). Он стал основой для нового семейства самолетов, известного как истребители Hawk Р-1.

Р-1 в строю.
Самолет Р-1 получил новую одностоечную бипланную коробку и двигатель D-12 мощностью 435 л. с. (324 кВт). В марте 1925 года заказали десять машин, поступивших в 27-ю и 94-ю эскадрильи 1-й истребительной группы в Сел-фридж-Филд, штат Мичиган. Конструкция истребителя постепенно улучшалась. Еще пять самолетов собрали под индексом Р-2 с двигателями V-1400 мощностью 505 л. с. (377 кВт); один из них оснастили экспериментальным турбокомпрессором, увеличившим практический потолок самолета примерно на 3048 м.

Следующим серийным вариантом стал Р-1В, оснащенный версией V-1150-3 двигателя D-12 и улучшенным радиатором. Он был медленнее, чем Р-1, но авиация Армии США закупила 23 таких самолета. За ними последовали 33 экземпляра Р- 1С - самая большая серия Curtiss к тому моменту. Р-1 С опять стал тяжелее и тихоходнее модели В, развив скорость 248 км/ч.

В 1924 году в Армии США для углубленной летной подготовки решили создать семейство учебно-тренировочных самолетов на базе своих новейших истребителей. Прототипы заказали фирмам "Boeing" и "Curtiss". "Curtiss" продолжала строить малые серии машин АТ-4, АТ-5 и АТ-5А. Эти самолеты, оснащенные моторами Wright-Hispano Е (V-720) мощностью всего 180 л. с. (134 кВт), оказались слишком тяжелыми. Вскоре их переоснастили моторами D-12 и переименовали в истребители P-1D, Р-1Е и P-1F.

Звездообразный мотор.
Первым истребителем Hawk со звездообразным двигателем стал Р-3. Собрали только пять экземпляров Р-ЗА, оснащенных двигателями Pratt 8 Whitney R-1340-3 и немного послуживших в 94-й эскадрилье. После их создания разработку истребителей Hawk со звездообразными моторами временно прекратили. Следующий серийный вариант Р-5 вновь оснастили двигателем D-12. На некоторые машины семейства Hawk в экспериментальных целях ставили турбокомпрессоры. На самолете XP-6F стоял турбокомпрессорный двигатель V-1S70F мощностью 675 л. с. (503 кВт) и закрытый фонарь кабины.

Истребитель F6C Hawk для ВМФ ВМФ США выбрал образец Curtiss Hawk по той же схеме, что и при закупке флотских версий истребителя-биплана Boeing Р-12, разработанного для авиакорпуса Армии США. В марте 1925 года выдали первый заказ на девять самолетов версии F6C-1.

Их сделали на базе армейского Р-1, добавив крепления для поплавков. До конца года поставили семь машин, три из них попали в эскадрилью VF-2. Оставшиеся два самолета из этого заказа переделали в вариант F6C-2 с посадочным гаком и усиленным шасси для испытаний на авианосцах. Те же самые изменения ввели в вариант F6C-3.

В 1927 году 35 таких машин заказал ВМФ и вооружил ими эскадрилью VF-5S. В 1928 году эта часть, временно переименованная в VB-1 В, выступала на аэрошоу под именем пилотажной группы "Red Rippers". Вариант F6C-4, облегченный и более маневренный, имел звездообразный мотор Pratt & Whitney R-l 340; построили 31 такую машину.

До 1930 года этими самолетами была вооружена палубная эскадрилья VF-2B с авианосца "Лэнгли". Вариант XF6C-5 оснащался двигателем P&W Hornet. Этот самолет Р-6Е из 17-й эскадрильи и 1-й истребительной авиаруппы необычно смотрится на лыжном шасси. На фюзеляже имеется эмблема эскадрильи - снежная сова.

Стоимость.
46 серийных самолетов Р-6Е были поставлены по цене 13130 долларов за одну машину, что было дешевле комплекта официальной поставки (GFE), обычно включавшего двигатель и другие агрегаты, не входящие в стандартный комплект планера самолета. Радиатор Prestone. Главным новшеством на Р-6Е стал частично утопленный в днище фюзеляжа корпус радиатора Prestone. При такой установке он оказывал гораздо меньше сопротивления, чем прежние конструкции радиаторов водяного охлаждения. Истребитель Р-6Е Hawk.

Вероятно, это самый известный из истребителей семейства Hawk. Большую часть из 46 серийных самолетов Р-бЕ поставили в 1-ю истребительную группу в 1932 году. На этой машине нанесены знаки 17-й эскадрильи, базировавшейся вместе с другими частями группы (27-я и 94-я эскадрильи) в Селфридж-Филде. Цвета этой эскадрильи - черно-белая носовая часть, рисунок совиных лап с когтями на опорах шасси и эмблема (снежная сова) на полосе поперек фюзеляжа. Остальная часть самолета окрашена в стандартный для авиакорпуса тех времен оливково-серый цвет с плоскостями ярко-желтого цвета.

Трапециевидные крылья.
Начиная с версии Р-1, истребители Hawk отличались от своих предшественников PW-8 трапециевидными крыльями, впервые введенными на экспериментальном самолете XPW-8B. Эти самолеты с крылом нового профиля "Clark-Y" показали выдающиеся характеристики. Новые цвета. Несколько машин Р-бЕ служили в авиакорпусе Армии США до 1937 года. К тому времени они остались единственными уцелевшими в авиакорпусе истребителями типа Hawk.

Постепенно их перекрасили в синие цвета. Силовая установка. V-образный 12-цилиндровый мотор Curtiss V-1570 Conqueror истребителя Р-6Е был развитием известного мотора D-12 (V-l 150), стоявшего на самолетах серий PW-8 и Р-1. Мощность двигателя 700 л. с. (522 кВт) была на 50% выше, чем у мотора D-12 исходной версии. Фирма "Curtiss" применяла рядные двигатели в отличие от фирмы "Boeing", которая предпочитала более легкие, но менее аэродинамичные звездообразные моторы.

Самолет Canadair CL 2 Canadair CL-2, CL-4, CL-5 (С-4/Argonaut/North Star, С-5): Хотя Вторая мировая война еще продолжалась, авиакомпания "Trans Canada Air Lines" (TCA) уже подыскивала подходящий самолет для послевоенного обслуживания дальних...
Фирма Daimler Aerospace Airbus Для изготовления составляющих "Fokker" стала сотрудничать с другими европейскими фирмами. Фирма "Daimler Aerospace Airbus" из Германии собирала среднюю и хвостовую секции фюзеляжа, "Short Brothers" из Северной Ирландии...