Контактыemail: west-avia@mail.ru
Рассматриваются вопросы сотрудничества
Авиаклуб "WEST-AVIA"
Ночной истребитель Ночной истребительСамолет из первой партии Р-61 А. Истребитель Black Widow оказался превосходным ночным истребителем, но был слишком сложен по...
Усовершенствования Мк 50 Усовершенствования Мк 50Хотя экспортные Мк 50 в основном соответствовали британским машинам и имели аналогичные двигатели Adour, они отличались некоторыми...
Первые сбитые самолеты Первые сбитые самолеты"Самолеты противника в пятый раз обошли вокруг меня. Они передо мной, теперь в 20 милях (33 км)", - доложил оператор РЛС ведущего...
Самолет Canadair CL 28 Argus
Canadair CL-28 Argus (военное обозначение CP-107) разработан по заданию канадских ВВС от 1952 года на противолодочный и морской патрульный самолет для замены Avro Lancaster Mk 10 и Consolidated Catalina.

Он создан на базе авиалайнера Bristol Britannia, и хотя крыло, хвостовое оперение и шасси были фактически идентичны, фюзеляж CL-28 переделали, чтобы оборудовать два отсека вооружения, а на крыле установили поршневые, а не турбовинтовые двигатели. Также отказались от герметизации салона, поскольку самолету морской разведки она не требовалась.

Первый Argus Mk 1 поднялся в воздух с территории завода "Canadair" в Монреале, провинция Квебек, 28 марта 1957 года, затем построили еще 12 машин стандарта Mk 1, оснащенных американской РЛС APS-20 в носовом обтекателе.

Последующие 20 Argus Mk 2 оснащались британскими РЛС ASV.Mk 11 в обтекателях меньшего размера. Выпуск машин завершился в июле 1960 года, когда на вооружение ВВС Канады поступил последний Argus Mk2. Обычно экипаж Argus состоял из 15 человек - три летчика, два бортинженера, три штурмана и семь операторов систем противолодочной борьбы.

Во время длительного патрулирования, длившегося до 20 часов, они могли работать посменно, для отдыха была выделена специальная зона с койками и кухней. В самолете было оборудовано рабочее место наблюдателя-бомбардира в остекленной носовой части, за ним в общей кабине размещались пилот (командир), второй пилот и бортинженер. Далее находились места штурмана и радиста, а задняя часть кабины предназначалась для 6-7 операторов противолодочного оборудования, которыми руководил тактический координатор.

За этим отсеком были оборудованы два боковых наблюдательных поста. Противолодочное оборудование, которое нес Argus, включало поисковую РЛС, магнитный детектор, устройства РЭБ и датчики выхлопа дизельного двигателя. В хвостовой части фюзеляжа в двух отсеках размещались радиогидроакустические буи, трассеры, морские сигнальные знаки и вооружение, например, акустические самонаводящиеся торпеды и глубинные бомбы.

Помимо противолодочного и морского патрулирования Argus мог использоваться для постановки мин или как транспортный самолет. В 1972 году из-за проблем с шасси полеты Argus временно запретили. Вскоре была выпущена спецификация на новый дальний патрульный самолет для его замены. Требованиям удовлетворил СР-140 Aurora, вариант Lockheed Р-3 Orion, применявшегося ВМС США, и к 1981 году все СР-107 сняли с вооружения.

Тактико-технические характеристики Canadair CL-28 Argus.
Тип: дальний морской патрульный самолет с экипажем из 15 человек Силовая установка: четыре звездообразных двигателя Wright R-3350-TC981-EA1 Cyclone с турбоком-прессорами мощностью по 3700 л. с. (2759 кВт). Характеристики: максимальная скорость 507 км/ч на 3050 м; крейсерская скорость 333 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 274 м/мин; практический потолок 7620 м; дальность полета 9495 км. Масса: пустого самолета 36 741 кг; максимальная взлетная 71214 кг.

Размеры: размах крыла 43,37 м; длина 39,26 м; высота 11,79 м; площадь крыла 192,77 м Вооружение: общая масса боевой нагрузки 3629 кг. Состав: глубинные бомбы, самонаводящиеся торпеды или мины so внутренних отсеках фюзеляжа плюс до 1724 кг ракет класса "воздух-поверхность" или свободнопадающего вооружения на подкрыльевых узлах подвески.

Программа создания Canadair CL-41 Tutor финансировалась самим разработчиком, так как сначала у канадского правительства не возникло интереса к этому реактивному учебному самолету для базовой подготовки летчиков. Были построены два прототипа с турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT12А-5 тягой 10,68 кН. Первый из них взлетел 13 января 1960 года.

В сентябре 1961-го канадское правительство заказало для ВВС 190 CL-41А под обозначением СТ-114 Tutor. Самолет характеризовался расположенными рядом креслами, открывающимся вверх фонарем, боковыми воздушными тормозами щиткового типа, Т-образным хвостовым оперением, управляемым носовым колесом и ТРД General Electric J85-CAN-40 тягой 12,68 кН.

Поставки осуществлялись в 1963-1966 годах. Позднее появился вооруженный учебный самолет и легкий штурмовик CL-41G-5. Он отличался более мощным двигателем и шестью подкрыльевыми узлами подвески вооружения. Шасси модифицировали для действий с грунта и оснастили самолет новыми креслами, позволяющими катапультироваться с нулевой высоты. На второй прототип Tutor установили авионику от истребителя F-104G, в результате появился учебный CL-41 R с экспериментальными системами.

В марте 1966 года ВВС Малайзии заказали 20CL-41G-5, малазийцы назвали ихТеЬиап ("Оса"), Эти самолеты состояли на вооружении с 1967 года до середины 1980-х. Основным эксплуатантом СТ-114 Tutor в Канаде являлась 2-я летная школа в Мус-Джо, провинция Саскачеван. Первые 10 Тигог модифицировали для группы высшего пилотажа "Golden Hawks" (позднее переименованной в "Snowbirds").

Самолет также использовался в школе летных инструкторов. В 1976 году ВВС Канады начали реализовывать программу модернизации, включавшую установку дополнительных топливных баков, современной авионики, замену электросистемы и изменение местоположения датчика обледенения. В 1994 году провели еще одну модернизацию. В 2000 году на смену Tutor в Канаде пришли СТ-156 Harvard II и СТ-155 Hawk. К концу 2008 года в эксплуатации еще оставалось примерно 17 машин данного типа, но их использовали только в группе "Snowbirds" и при летно-инженерных испытаниях ВНИИ.

Самолет Canadair CL 2 Canadair CL-2, CL-4, CL-5 (С-4/Argonaut/North Star, С-5): Хотя Вторая мировая война еще продолжалась, авиакомпания "Trans Canada Air Lines" (TCA) уже подыскивала подходящий самолет для послевоенного обслуживания дальних...
Фирма Daimler Aerospace Airbus Для изготовления составляющих "Fokker" стала сотрудничать с другими европейскими фирмами. Фирма "Daimler Aerospace Airbus" из Германии собирала среднюю и хвостовую секции фюзеляжа, "Short Brothers" из Северной Ирландии...