Контактыemail: west-avia@mail.ru
Рассматриваются вопросы сотрудничества
Авиаклуб "WEST-AVIA"
Ночной истребитель Ночной истребительСамолет из первой партии Р-61 А. Истребитель Black Widow оказался превосходным ночным истребителем, но был слишком сложен по...
Усовершенствования Мк 50 Усовершенствования Мк 50Хотя экспортные Мк 50 в основном соответствовали британским машинам и имели аналогичные двигатели Adour, они отличались некоторыми...
Первые сбитые самолеты Первые сбитые самолеты"Самолеты противника в пятый раз обошли вокруг меня. Они передо мной, теперь в 20 милях (33 км)", - доложил оператор РЛС ведущего...
Трехдвигательный лайнер
В начале 1970-х годов "Аэрофлоту" потребовалась разработка новых самолетов взамен устаревающей техники. Многие Ту-104, Ил-18, Ан-24 и Ту-134 требовали замены или дорогостоящего капремонта, и авиакомпания обратилась в ОКБ А. С. Яковлева для разработки нового авиалайнера малой и средней дальности с вместимостью 100-120 человек.

Работы начались в 1972 году. "Аэрофлоту" нужен был авиалайнер нетребовательный эксплуатации, который мог бы использовать аэродромы с ограниченными возможностями по обслуживанию и слабо подготовленными ВПП.

Для ОКБ Яковлева это был весьма непростой проект. С точки зрения размера, массы и пассажировместимости Як-42 (исходно это наименование предназначалось для однодвигательного турбовинтового самолета местного сообщения) являлся самым крупным на тот момент изделием ОКБ. Он был в четыре раза тяжелее регионального Як-40.

Генеральным конструктором Як-42 стал А. С. Яковлев, а позднее С. А. Андреев. В первом приближении авиалайнер выглядел как увеличенный Як-40 на 114 мест, с двумя двигателями с малой степенью двухконтурности Д-ЗОК Соловьева, установленными в задней части фюзеляжа. Крыло характеризовалось небольшой стреловидностью по передней кромке. Но в ОКБ решили, что Д-ЗОК не подходит для нового самолета, и заказали двигатель с высокой степенью двухконтурности, который бы соответствовал передовым на тот момент разработкам.

В. А. Лотарев специально для Як-42 разработал двигатель Д-36, а к концу 1972 года самолет получил трехдвигательную компоновку как у Як-40. Двигатель выбрали, но в ОКБ не было принято окончательное решение о стреловидности крыла, поэтому приняли решение построить прототипы с крыльями разной стреловидности. Первый прототип получил крыло с углом стреловидности 11°, а второй - 23°.

В воздухе.
Первый прототип Як-42 (СССР-1974) в традиционной красно-белой окраске ОКБ Яковлева взлетел 7 марта 1975 года. Крыло со стреловидностью 11° не имело отклоняемых предкрылков, не устанавливались и некоторые бортовые системы.

В отличие от Як-40 на самолете применили Т-образное хвостовое оперение со всеми стреловидными поверхностями. Топливо размещалось в крыльевых баках-отсеках. Два двигателя находились на пилонах по бортам задней части фюзеляжа, а третий - в задней части фюзеляжа. Кабина предназначалась для двух пилотов.

Второй прототип (СССР-1975) имел удлиненный салон с 19, а не 17, окнами по каждому борту и крыло со стреловидностью 23°. Хотя неотклоняемый носок сохранился, закрылки увеличенной площади заменили на нещелевые. Третий прототип (СССР-1976) также характеризовался окончательно выбранным крылом со стреловидностью 23° и имел доработанное шасси.

Были установлены все системы, в том числе и противообледенительная. Четвертый прототип (СССР-1977) в целом был похож на третий, но имел противоштопорный парашют для испытаний по выходу из штопора. НАТО присвоил Як-42 кодовое название "Clobber". В апреле 1978 года началось серийное производство лайнера сначала в . Смоленске, а затем Саратове.

Но к середине 1981 года летало только 10 самолетов, у которых существовал ряд конструктивных проблем, требовавших решения. Доработки осуществлялись прямо на линии сборки. Они включали изменение законцовок крыла на новые с искривленной формой Кюхеманна и замену двухколесных тележек основных опор шасси четырехколесными. Кроме того, увеличили площадь закрылков и отказались от заостренного обтекателя законцовки киля.

В эксплуатации.
22 декабря 1980 года самолет Як-42 "Аэрофлота" начал обслуживание пассажиров на линии Москва - Краснодар. Обновление парка авиакомпании состояло из Ил-86, поступивших в эксплуатацию в том же месяце, и Як-42 на 120 мест в компоновке "три плюс три". Вскоре появилась компоновка на 104 места - 96 мест эконом-класса и восемь первого класса. Стандартным вариантом стал Як-42 с незначительными изменениями, оптимизированный скорее для международного, а не внутреннего применения. Он появился на линии Ленинград - Хельсинки в июле 1981 года.

Авиакомпания "Centre-Avia", созданная в 2000 году и базирующаяся в московском аэропорту Быково, эксплуатировала три дальних Як-42Д и один базовый Як-42. Этот Як-42Д RA-42435 выпущен в 1993 году. В настоящее время самолет принадлежит авиакомпании "Алания".

Второй прототип Як-42 (ранее СССР-1975) с обозначениями "Аэрофлота" получил серийный регистрационный номер СССР-42304 для участия в Парижском авиасалоне в Ле-Бурже в 1979 году. Самолет был поставлен на хранение на ВДНХ (ныне ВВЦ) в Москве. Як-42Д RA-42424, принадлежащий нефтяной компании "Лукойл". Это типичный Як-42Д с салоном, переоборудованным для перевозки VIP-пассажиров. Воздушный транспорт необходим этой компании, работающей более чем в 40 странах.

Специальные варианты.
Як-42Е-ЛЛ, поднявшийся в воздух в марте 1991 года, являлся летающей лабораторией для испытаний турбовентиляторного двигателя Д-236, который предназначался для военно-транспортного самолета Ан-70 и авиалайнеров.

Новым двигателем заменили правый Д-Зб, оснастив его тянущими соосными винтами противоположного вращения. Д-236 разрабатывался на основе Д-36. Як-42Ф - это переоборудованный авиалайнер для исследования ресурсов Земли, оснащенный топографо-геодезическим оборудованием, размещенным в салоне и в больших подкрыльевых контейнерах.

Самолет мог осуществлять мониторинг состояния окружающей среды и брать пробы воздуха. Контейнеры имели вращающуюся переднюю часть с электрооптическими датчиками. Другая известная модификация - Як-42Д RA-42441, переоборудованный для использования МЧС как транспорт и воздушный пункт управления в чрезвычайных ситуациях.

Его назвали "Валерий Чкалов", он мог перевозить до 48 пассажиров, включая спасательные группы. Еще один самолет МЧС - RA-42446 "Владимир Коккинаки" некоторое время использовался, предположительно, Федеральным агентством правительственной связи и информации. Он был оснащен специальным связным оборудованием и выступающей ножевидной антенной. В 2001 году его передали МЧС.

Репутацию Як-42 серьезно подорвала катастрофа в Белоруссии, под Мозырем, произошедшая 28 июня 1982 года. Неисправность винтового механизма изменения установочного угла стабилизатора привела к разрушению хвостового оперения, самолет упал; экипаж и все пассажиры погибли. Полеты Як-42 временно запретили и возобновили после доработок только в октябре 1984 года на линии Саратов - Москва (Быково) - Ленинград.

Самолет Canadair CL 2 Canadair CL-2, CL-4, CL-5 (С-4/Argonaut/North Star, С-5): Хотя Вторая мировая война еще продолжалась, авиакомпания "Trans Canada Air Lines" (TCA) уже подыскивала подходящий самолет для послевоенного обслуживания дальних...
Фирма Daimler Aerospace Airbus Для изготовления составляющих "Fokker" стала сотрудничать с другими европейскими фирмами. Фирма "Daimler Aerospace Airbus" из Германии собирала среднюю и хвостовую секции фюзеляжа, "Short Brothers" из Северной Ирландии...